Germany | Finland | Saint Petersburg | Drive

Польза творчества в контакте с природой (или эко-арт-терапии)

Помним ли мы, кем мы были до того, как мир сказал нам, кто мы? 

 

Эта фраза, найденная в статье по эко-арт-терапии очень меня тронула эмоционально, и еще запустила достаточно длительный процесс размышлений и чуток исследований. 

Когда я задумываюсь об отношениях человека и природы, я ощущаю себя стоящей в середине бескрайнего поля, усеянного разной растительностью, на котором нет тропинок и дорог. Мыслям не найти готового, привычного русла, по которому можно пробежаться, поэтому ходить можно куда угодно, на каждый шаг будет в неизведанное, не буду я знать, куда наступлю. 

 

Кроме мира нас, людей, есть еще бОльший мир вокруг.

Даже хочется сказать, что в огромном мире вокруг есть еще небольшой мир людей, существующий несколько тысяч лет, и это секунды по сравнению с почти 4 миллиардами лет эволюции. Мы общаемся не только друг с другом, но и с природой, с Землей, с Космосом (и, может быть, наблюдатель даже как-то влияет на наблюдаемое, я вот на луну смотрела, на нее столько глаз с нашей планеты смотрело пару дней назад, кто знает? Приятно ощущать себя пупом галактики) :). В любом случае, каждый день мы вступаем в контакт с чем-то бОльшим, чем то, что мы о себе думаем. С чем-то большим, что способен высвечивать луч нашего сознания. И этот луч может развиваться, изменяться, расширяться. 

 

С одной стороны, я имею дело с научным пониманием природы, а с другой - с ее очеловеченным образом, сказочным (природа, как материя или природа, как духовное начало).  

С одной стороны, она равнодушна ко мне, даже опасна своими стихиями, а с другой - доброжелательна, полна даров, заботлива (этой тревожной мыслью и закончу свою заметку)

Мне нравится идея Кена Уилбера (хоть, честно, я ее не до конца понимаю): “Таким образом, измерения опыта, связанные с "я", "мы" и "это", тесно связаны с искусствомморалью и наукой. Или личностьюкультурой иприродой. Или Прекрасным, Благим и Истинным”.  

Вся идея здесь: http://www.psylib.org.ua/books/uilbk03/index.htm

Но в любом случае, человек - это часть природы, неотделимая, в нем есть все дикое и неизведанное, что есть в ней. 

Просто нам повезло с самосознанием, который высвечивает “нас”, отделяя  от животных и растений. 

Высвечивает и выделяет. 

Повезло, теперь осмысливаем :) 

 

Важным открытием для меня была такая особенность “шаманского мышления” - шаманы не путают реальный мир и мир духов, они могут быть в обоих мирах, путешествовать между ними, но всегда понимать, где кончается один и начинается другой. Этим они отличаются от психически больных людей. Спасибо, литература, теперь от слова “шаманское видение”, используемое часто психологами, у меня не будут волосы вставать дыбом. 

Все-таки я больше человек, живущий в реальном мире. Даже работая в направлении терапии искусствами, где грань между магией и наукой кажется очень зыбкой, одной ногой я точно стою на прочной почве, а другой болтаю в воздухе, чтобы не стать консервативным материалистом. Прислушиваясь к голосу какой-то одной парадигмы, можно потерять тот самый динамичный баланс в понимании мира и себя, утратить что-то важное в ощущении себя в природе. Тут должны начаться известные с древних времен размышления о дуализме....

 

Потому что хочется поделиться чем-то важным. 

В последнее время тема творческого выезда на природу становится все более популярной. Я вижу разнообразные мероприятиях, на которых нам предлагают “вернуться к себе” через “возвращение к природе”. Будто природа - это и есть мы, по каким-то причинам отдаленные или отдаляющиеся от нее. 

Вообще, способов взаимодействия с природой может быть много - и наблюдать за ней со стороны, не прикасаясь, просто любоваться; и пользоваться ее дарами в своих целях, брать, напитываться; и отдавать ей что-то взамен (тут приходит идея ухода за природой без вмешательства в естественную ее жизнь). 

Природа не говорит со мной словами, у нее нет речи, обращающейся к моей личности (в таком классическом ее понимании, как социального конструкта), поэтому у меня есть ощущения, что я, оставшись с ней и в ней, нахожусь с ней в контакте из своего глубинного “Я”, каким бы абстрактным оно пока не казалось. 

 

С другой стороны, не смотря на тренд общения с природой, все чаще я вижу детей, которые боятся наступить на траву, сойти с асфальта, потому что трава с ее обитателями становится зоной небезопасности. В этом есть много связи с реальностью - клещи, которые на самом деле несут в себе угрозу для здоровья и жизни. И грустно. Грустно видеть ребенка, убегающего от муравья и кузнечика. Так же, как грустно видеть ребенка от страха их убиваеющего. Такое ранее противопоставление себя и живого мира вокруг. Исследования я, конечно, не проводила, мысль основана на невалидном наблюдении :) Есть опасение, что через несколько лет эти дети придут в терапию, так как будут чувствовать себя замороженными и потерянными, не смотря на высшее образование, уважаемую, высокооплачиваемую работу, без историй насилия, зависимостей, психических расстройств. Они не будут чувствовать себя живыми взрослыми. 

 

Следующие отдельные идеи я нашла в книге Копытина А. И.  “Ландшафтная арт-терапия” и стянула со ссылкой на автора, чтобы отправить дальше :)

Творчество на природе позволяет активизироваться 

-различным органам чувств, мы смотрим, слушаем, вдыхаем, прикасаемся;  

-воображению, творческому мышлению, интуиции. 

Мы можем встретиться со своими страхами показаться неумелыми, выйдя за рамки ригидных эстетических установок. Когда мы рисуем природу на природе,не создавая копии,  рассматриваем мелкие ее детали, признаем уникальность отдельного листа, травинки, цветочка в их красоте и несовершенстве, не стараясь сделать их милыми и впечатляющими, мы учимся делать тоже самое в отношении нас самих. Мы можем научиться создавать нечто хаотичное, бесформенное, некрасивое. Оно есть в нас и заслуживает любви и внимания. 

 

Природа - это зеркало, отражающее внутреннее состояние человека. Мне нравится упражнение, когда человека просят ассоциировать свое настроение с какой-то погодой или природным явлением. Натали Роджерс пишет о Секретном Саде души, в котором есть светлые и темные уголки. Есть еще практика “Мой внутренний ландшафт”, где нужно почувствовать свою невидимую среду, выразить ее через образы, символы, формы, цвета.  

Это процесс, в котором происходит взаимопроникновение реальности и фантазии, мира обыденного и мифологического. 

Мы развиваем в себе умение замечать в окружающей среде, прежде всего, то, что резонирует с нашими внутренними процессами, а потому может способствовать самопознанию.

Человек может “присваивать” себе различные качества трав, растений, животных. 

 

Различные аспекты “Я” могут находиться в выброшенных за ненадобностью объектах. Другие могут оставаться в образах, наполненных жизнью существ или объектов. 

Найденные на природе материалы могут являться метафорами  частей “Я”. Эти предметы выступают частью мифа о человеке, который они готов  поведать. Вслушиваясь в эти истории, человек может начать создавать свою собственных миф, совершать акт творческого самовоплощения. 

Так же, теория “переходных” объектов может быть применима и к отношениям человека и природы. Так же, как дети, отделяясь от родителей, какое-то время носят с собой игрушки, вещи, которые символизируют их близость, напоминают о ней, так же и взрослый человек, создавая талисманы или обереги из природных материалов, как бы забирает часть природы с собой, чтобы вступить с ней в контакт, когда такой возможности нет. 

 

Почему я об этом задумываюсь?

Мы, жители городов, не только находимся в состоянии “дефицита природного”, но и подвержены влиянию городской среды со всеми ее особенностями: загрязнение, ограниченное пространство вокруг (это я про тесные офисы, машины, пробки, закрытые квартиры с кондиционерами, закрытыми шторами, искуственным освещением, низкими потолками), городской шум (естественные звуки природу могут успокаивать, но мы не слушаем механический звук воды, бегущей из крана).  

И тут мы едем в горы. 

И там, как будто внешняя природа в процессе творческого с ней взаимодействия соединяется с нашей внутренней природой, что помогает  нам чувствовать себя более живыми, соединенными с окружающим миром. 

Конечно, я не могу идеализировать дикий мир, называть его любящим, заботливым, принимающим. Я понимаю, что природная стихия может унести человеческие жизни, неумелое и неаккуратное взаимодействие человека с природой может быть опасным для жизни (тут список тревог из замерзнуть, перегреться, заблудиться, попасть в непогоду, быть укушеным, съеденным, можно утонуть в океане, реке, можно подняться слишком высоко в горы….(хорошее окончание заметки, да)). 

Поэтому призываю к аккуратному, бережному, уважительному с ней общению, пользованию ее ресурсами и дарами, ответной помощи. 

 

Как в известном мономифе Джозефа Кембпелла, когда Герой слишком самонадеян, когда откликается на зов, и ставит свою жизнь под угрозу, неверно оценивший свои возможности в актуальной ситуации :)